Добролюбов. Что такое обломовщина?

Типологический анализ одной из статей данного периода Понравилось? Типологический анализ полемики о романе И. Исследователи статей Добролюбова и Дружинина о Гончарове обратили внимание на близость высказываний противостоящих друг другу критиков о характере таланта писателя. Совпадения в оценке романа Гончарова у критиков-антиподов объясняют вынужденностью эстета Дружинина"посчитаться с запросами эпохи", присущим обоим"большим художественным чутьём","эстетическим чутьём". Всё это верно, но нельзя упускать из виду ещё один не менее существенный фактор - огромный талант писателя, внушающий критикам определённое к себе отношение. В изучении литературно-критической статьи важно различать среди прочих её особенностей также и следы воздействия творения художника слова на критическую оценку как следствия невидимой обратной связи, устанавливающейся между статьёй и художественным произведением.

Литература о литературе

Он стал эпохальным в истории национального самосознания: Выход в свет романа породил бурю в критике. Самыми яркими выступлениями стали статья Н.

Его «Обломов» появляется после «Евгения Онегина», «Героя нашего Фабулу «Обломова» четко и кратко изложил Н. А. Добролюбов: «В первой части Обломов лежит на диване; . В нем оживают прежние страхи и опасения.

Не всякий вас, как я, поймет К беде неопытность ведет Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают. Они довольны своим самоунижением, и все похожи на Рудина, о котором Пигасов выражается: Письмо свое он заключает тем же нравоучением, как и Онегин свою речь: Илья Ильич, разумеется, не выдержал себя на высоте уничижения перед Ольгой: Тут уже он окончательно спасовал, как делают, впрочем, все обломовцы, встречая женщину, которая выше их по характеру и по развитию.

При определении характера не столько важны внешние проявления, сколько побуждения, вследствие которых то или другое делается человеком.

Роман"Обломов" в оценке критиков Добролюбова и Писарева

Гончаров"Обломов" Критика Н. Гончаров"Обломов" Буквально сразу после выхода романа И. Добролюбова, посвященная основным сюжетным линиям романа, анализу главного героя и такому собирательному явлению, как обломовщина. К сожалению, до наших дней не сохранились рукописи статьи, однако живы первые типографские гранки, которые использовались при печати первого варианта статьи. Как среди литературных произведений есть свои шедевры, так и среди критических материалов статья Добролюбова можно назвать вершиной его мастерства.

В ней автор проявил оригинальность своей эстетической мысли, а его мысли стали самостоятельным документом, претендующим на общественно-политическую значимость.

Замысел романной трилогии Гончарова и его воплощение в романе . Почему Добролюбов считает главными пороками Обломова его Ты пил в стаканах страх Завтрашнего дня Надеюсь это обойдет меня.

Всё это верно, но нельзя упускать из виду ещё один не менее существенный фактор - огромный талант писателя, внушающий критикам определённое к себе отношение. Типологический анализ полемики о романе И. Совпадения в оценке романа Гончарова у критиков-антиподов объясняют вынужденностью эстета Дружинина"посчитаться с запросами эпохи", присущим обоим"большим художественным чутьём","эстетическим чутьём".

В изучении литературно-критической статьи важно различать среди прочих её особенностей также и следы воздействия творения художника слова на критическую оценку как следствия невидимой обратной связи, устанавливающейся между статьёй и художественным произведением. Обе статьи, посвящённые разбору романа Гончарова"Обломов", опубликованы в году, но добролюбовская появилась в"Современнике" раньше, в мае, сразу же после окончания печатания романа в"Отечественных записках", дружининская - в декабрьской книжке"Библиотеки для чтения".

Статью Добролюбова Дружинин, конечно же, знал и учёл в своём отзыве, не вступая однако с критиком"Современника" в открытую полемику. Добролюбов не стал дожидаться журнальных откликов на роман. Он с уверенностью заявил: Будут писать с восклицательным знаком о прелестях сцен и характеров"патетическая критика" проверять, сообразны ли фразы характеру героя и соответствуют ли действующие лица разным эстетическим рецептам"эстетично-аптекарская критика" , или будут искать погрешности в языке и слоге"корректурная критика".

И найдутся, конечно,"истые критики", которые упрекнут, что статья в"Современнике" написана"не об Обломове, а только по поводу Обломова". Между тем, подчёркивал Добролюбов, такой разговор"по поводу" особенно важен, и свою критическую задачу он видел в том, чтобы"высказать несколько замечаний и выводов", на которые"необходимо наводит содержание романа Гончарова".

В самом названии статьи -"Что такое обломовщина?

Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» Краткое содержание статьи

Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчемностью. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия. В романе обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу… Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого.

Не скрывал этого великий радетель революции Добролюбов. Следуя в .. где автор рассказывает о том, как на его героя “нападал нервический страх”.

Как в лирике поэта мы ищем центра, преобладающего мотива, так в романическом творчестве среди массы типических изображений мы ищем типа центрального. У Гончарова был один такой тип - Обломов. Обломов служит нам ключом и к Райскому, и к бабушке, и к финьке, и к Захару. В Обломове поэт открыл нам свою связь с родиной и со вчерашним днем, здесь и грезы будущего, и горечь самосознания, и радость бытия, и поэзия, и проза жизни; здесь душа Гончарова в ее личных, национальных и мировых элементах.

Т ридцать лет тому назад критик видел в Обломове открыто и беспощадно поставленный вопрос о русской косности и пассивности. Добролюбов смотрел с высоты, и для него уничтожалась разница не только между Обломовым и Тентетниковым, но и между Обломовым и Онегиным; для него Обломов был разоблаченный Печорин или Бельтов, Рудин, низведенный с пьедестала. Нам решительно нечего делать ни с тем, ни с другим мнением; я привел их здесь только, чтоб показать, как мало затронут ими художественный образ Обломова и как противоречивы могут быть суждения, если люди говорят не о предмете, а по поводу предмета.

Да простит мне тень Добролюбова, что я поставил рядом с упоминанием о нем отзыв М. Автор, по-моему, изображал человека ему симпатичного, и в этом основание впечатления. Затем, чем больше вчитываешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нем любовь к дивану и к халату. Передаю свои впечатления только, но думаю, что они зависят от любви самого автора к покою и созерцанию и от его несравненного уменья опоэтизировать самую простую и неприглядную вещь.

Илья Ильич Обломов не обсевок в поле. Он умен, но не цепким, хищным, практическим умом, а скорее тонким, мысль его склонна к расплывчатости. Хитрости в нем нет, еще менее расчетливости.

Сочинение: Что такое Обломовщина по роману Ивана Гончарова Обломов

Не всякий вас, как я, поймёт К беде неопытность ведёт [20]. Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают. Они довольны своим самоунижением, и все похожи на Рудина, о котором Пигасов выражается:

В других словах сказал то же самое Добролюбо"Обломова" . Любовь, страх и другие аффекты, Обломов - срединное и совершеннейшее его.

Добролюбов Что такое обломовщина? Ему нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: Ошибетесь — пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора. Он представляет вам живое изображение и ручается только за его сходство с действительностью; а там уж ваше дело определить степень достоинства изображенных предметов: Но Гончаров хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение.

Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это — обломовщина ; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской Жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести.

В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени. Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе; но прежде оно не выставлялось перед нами так просто и естественно, как в романе Гончарова. Чтобы не заходить слишком далеко в старину, скажем, что родовые черты обломовского типа мы находим еще в Онегине и затем несколько раз встречаем их повторение в лучших наших литературных произведениях.

Дело в том, что это коренной, народный наш тип, от которого не мог отделаться ни один из наших серьезных художников. Но с течением времени, по мере сознательного развития общества, тип этот изменял свои формы, становился в другие отношения к жизни, получал новое значение

Сайт преподавателя литературы - Миллер Евгении Андреевны

, 21Обломовщина — отображенное Гончаровым явление помещичьего строя эпохи распада крепостничества в России. В ряде своих черт обломовщина характеризовала и пореформенную действительность. Архангельский Обломовщина — отображенное Гончаровым явление помещичьего строя эпохи распада крепостничества в России. Причины ее живучести на этом этапе лежали в господстве отсталой по сравнению с Западной Европой и США сельскохозяйственной экономики.

, главный персонаж которого, давший имя роману, является порождением старого патриархально-поместного уклада.

Обломова -- единственная пружина действия во все истории. .. мо, что он"не пишет беспрестанно бумаг, не трясется от страха, что опоздает в.

Десять лет ждала наша публика романа г. Нельзя сказать, чтоб превращение это уже совершилось:

"Обломов" и обломовщина

Гончаров прослеживает ее страшное влияние на примере одного человека — Ильи Ильича Обломова. Однако Обломов ничего не хочет знать о труде. По его мнению он — барин. Диван, халат и туфли становятся определенными символами его жизни.

Добролюбов призывал к решительной борьбе, он осудил в статье об О* либералов, Обломова и О. Через всю его статью проходит завуалированная полемика В страхе перед призраком революции, олицетворенном в образе.

Начат он был в году. Летом года после пятнадцатилетнего пребывания в столице Гончаров совершал поездку на родину. На родине, в провинциальном Симбирске с его неподвижным, обломовским существованием , писатель получил возможность сопоставить написанное и реальную жизнь. Летом года у Гончарова наступил необыкновенный творческий подъем, это было связано с тем, что роман , наконец, обрел свою героиню. Определяя замысел романа, Гончаров отмечал: Обломова превратила в кисель крепостная среда, крепостнические нравы, которые и подвергаются в романе последовательной и всесторонней критике.

Сущность и происхождение обломовщины раскрывается в романе с антикрепостнической, демократической точки зрения. Обломову были присущи хорошие душевные качества, гуманность. В своих суждениях он нередко проявляет критическое отношение к бюрократизму , к пустоте светского общества. Когда-то Обломов и читал, интересовался литературой , даже задумал научный труд , посвященный России, но все это кончилось все той же обломовщиной.

Проявлением обломовщины была и болезненная мечтательность, выраженная во всякого рода маниловских фантазиях, одолевавших лежащего на диване Обломова. Весь процесс его жизни рисуется как духовное и моральное оскудение личности. Обломов встретил необыкновенную, чуткую девушку, горячо полюбившую его.

Как Россия внешнюю политику поменяла